Дайджест

 

Персона

Экзотическая профессия

При слове «продюсер» многим из нас представляется импозантный мужчина в дорогом костюме с сигарой — прямо сейчас из Голливуда. Но в наших реалиях, приходиться признать, все совсем не так. Однако, есть продюсеры и в Новосибирске. Как и чем живут люди этой пока еще редкой профессии, мы обсудили с директором продюсерской группы «RIDERS GROUP» Владиславом Олерских.

 Влад, профессия продюсер в России достаточно новая. Как и когда вы начали работать в этой сфере? Существуют ли ВУЗы, занимающиеся подготовкой продюсеров?

 Начнем с определения самого понятия ПРОДЮСЕР, как я его понимаю. Продюсер — это человек, который зачинает, вынашивает и рождает идею, и, в последствии, контролирует все этапы ее воплощения и развития на всех уровнях.

Существует несколько устойчивых мифов о том, кто такой ПРОДЮСЕР. Вот некоторые из них:

СПОНСОР — человек, который полностью финансирует творческий проект и получает с этого свои дивиденды или удовлетворяет таким образом другие амбиции, например, повышение статуса.

МЕНЕДЖЕР — то есть администратор. Обеспечивает бесперебойную работу всех звеньев (например, директор театра, кинокартины), иногда даже не участвует в процессе создания проекта, подключаясь к нему на более поздней стадии.

АНТРЕПРЕНЕР — предприниматель в сфере театрального искусства. В большинстве случаев директор частного театра. Причем любой формы, в том числе и так называемый «репертуарный театр».

ИМПРЕССАРИО — занимается продажей готового продукта, например организацией проката готового кинофильма, поиском и заключением договоров с владельцами кинозалов, печатью и распространением билетов и т. д.

И, наконец, ПРОДЮСЕР

В первую очередь — это АВТОР ПРОЕКТА, который рождает ИДЕЮ. И уже потом занимается ее ПРОДВИЖЕНИЕМ — привлекает инвестиции, собирает людей и мотивирует их работать на адекватное воплощение этой идеи.

Исходя из этого определения, первый мой продюсерский опыт был в студенческие годы. Именно тогда я организовал несколько мероприятий, учась сначала в Томском Музыкальном Училище, а позже в Томском Государственном Университете на факультете

«История Философии и Логики». Вот некоторые из них.

ФЕСТИВАЛЬ ИМЕНИ ДЖИМА МОРРИСОНА, посвященный его 50-тилетию (г. Томск, 1993)

История возникновения идеи:

Посещая нашу славную северную столицу, я приобрел там редкую в то время книгу с оригинальными текстами Джима Моррисона (Jim Morrison) из репертуара группы The Doors. В периферийных городах рок-музыканты, как правило, слушали и понимали рок интуитивно, большинство из них (то есть из нас) не знали английского языка. Поэтому книга с текстами была для меня ценной, а ее приобретение совпало приближающимся юбилеем легенды рок-н-ролла. Я принял решение собрать музыкантов, выбрал 7 разноплановых песен The Doors, организовал репетиции (я был за Рэя Манзарека/ Ray Manzarek — клавишника группы), пригласил томские дружественные группы поддержать проект, договорился с концертной площадкой, собственноручно придумал дизайн афиши, нашел деньги на печать и отдал их в типографию, нашел документальное видео с Джимом Моррисоном, которое транслировалось во время концерта. Мероприятие состоялось.

ТЕУРГИЯ, ФИЛОСОФИЯ МИФА (г. Томск, 1994)

Проект состоялся в старинном и красивейшем зале библиотеки Томского Государственного Университета (ТГУ). Идея проекта многоплановая и посвящена присутствию мифов в нашей жизни, независимо от времени и географии их происхождения. Иначе говоря, древний грек может жить внутри нас в любое время, в любом месте.

В то время я работал инженером сцены в уникальном по репертуару и постановке томском Театре Куклы и Актера «Скоморох» под предводительством главного режиссера Романа Виндермана. Таким образом, я имел доступ к некоторым декорациям театра.

Для начала я составил письмо, в котором написал концепцию проекта и подписал его у всех деканов гуманитарных факультетов, включая ректора университета. И после этого путь для меня был открыт! Директор библиотеки предоставил зал, университетский Центр культуры предоставил звуковое оборудование. Далее я договорился с томской видеостудией «Визуальная антропология» о видеосъемках мероприятия, составил сценарий, нашел аниматоров-волонтеров в студенческой среде, договорился с преподавателем философского факультета о выступлении перед публикой на тему «Философия мифа», придумал, как будут выглядеть декорации (3х ярусная сцена на фоне 5-тиметрового черного бархатного задника с экраном-окном в середине для проекции на него фотографий и развешенными по нему лампами для имитации мерцающих звезд), придумал и распечатал на ксероксе афиши, нашел костюмы, собрал музыкантов и отрепетировал программу из моих «псевдо-греческих» песен. Второй этап проекта проходил менее масштабно (сейчас это называют афтепати) в Томском Государственном Художественном Музее, для чего из Томской Архитектурной Академии подпольно был вынесен на 2 дня бюст Аполлона)!

В профессиональном смысле слова продюсированием я стал заниматься в Новосибирске с 2003—2004 г. г., если не брать в расчет работу в области Public Relations с 1997, из которой я собственно и сделал вывод, что мне ближе в этой жизни.

Если говорить о ВУЗах, выпускающих специалистов-продюсеров, знаю ГИТИС. С 1992 года в ГИТИСе работает первый и едва ли не единственный в стране факультет, специализирующийся на менеджменте сценических искусств. Он так и называется — «Продюсерский». Каждый год ГИТИС выпускает около 20 молодых людей и девушек, у которых в дипломе написано слово «Продюсер». Кем они станут в дальнейшем, не знает никто.

 Как вы выбираете проекты для продюсирования?

Я, наверное, не классический продюсер, потому что в процессе выбора проекта деньги, которые я могу заработать, конечн, важны, но не играют главенствующую роль, иначе, я, как минимум, уже давно бы жил где-нибудь в Европе! Хотя, собственно, все к тому и идет.

Основной вопрос при выборе той или иной идеи для будущего проекта — как совместить свой личный творческий вкус со вкусом (или его отсутствием) целевой аудитории, которой я планирую его преподнести и заработать на этом деньги? Это интуитивный процесс, пересекающийся с жизненным опытом и адекватным видением ситуации вокруг себя.

 Можно ли назвать Новосибирск «продвинутым» городом в индустрии развлечений? Чего не хватает сибирской столице, чтобы быть флагманом?

Было бы интересно услышать об этом ваше мнение! J Как говорится, львиная доля ответа содержится в вопросе! «Продвинутый» — значит имеющий высокую концентрацию красивых, финансово успешных и долговременных проектов в области развлечений. Примерно такой же вопрос можно задать и о модельном бизнесе в Новосибирске — он есть или его нет? Или известные и, безусловно, уважаемые в городе модельные агентства более выполняют миссию «продюсирования» будущих жен для бизнесменов и молодой элиты общественных и политических деятелей?

Все зависит от потребности публики, проживающей в Новосибирске и являющейся конечным потребителем любого проекта в области шоу-индустрии. К счастью, медленно, но верно, публика меняется, менталитет становится более европейским. Сказывается доступ к информации (в первую очередь посредством безлимитного интернета), повышение туристической активности практически по всему миру, «рекламный десант» столичных промоутеров. Не секрет, что в настоящее время увеличивается поток клубных мероприятий, привезенных «под ключ» из Москвы и Питера. В частности я отвечал за новосибирское присутствие тура проекта Арт-бульвар для «Сибирской короны», и за полное декорирование клуба Cabaret (почти полностью меняли визуальную среду и техническое обеспечение) для мероприятия водочного бренда «Русский стандарт». Список можно продолжить. Я знаю, что в клуб «Щука» на одну из вечеринок из Москвы привезли 12 фур с оборудованием...

Особое спасибо стоит сказать региональным молодежным фестивальным опен-эйрам, проводящимся ежегодно на Алтае (называть не буду, о них итак все знают). Но, насколько мне известно, и там организация оставляет желать лучшего. Многое зависит от

удачного (или неудачного) выбора площадки для опен-эйра, в частности от баз отдыха. Кто бывал, знает уровень, как архитектурного решения алтайских баз, так и сервиса.

 С какими проектами вы работаете сейчас?

В настоящее время я запустил новый клубный проект WOMEN ANIMALS-FUN CLUB ZOO (веселый клубный зоопарк). Идея проста и всем понятна, у многих вызывает улыбку и неподкупный детский интерес. Подробнее о проекте можно прочитать здесь http://vkontakte.ru/club9206296.

Стилистически полярный, но тоже новый панк-драма проект SEED FICITONS с ориентацией на британский винтажный панк-рок времен конца 60-х — середины 70-х. Репертуар проекта строится на моей музыке и текстах. Имидж проекта — такие театрально настроенные раздолбаи с умными глазами и страстью к духовным знаниям. Гремучая смесь таких музыкантов как Дэвид Боуи/ David Bowie, ранний Брайан Ферри/ Bryan Ferry, Игги Поп/ Iggy Pop и Секс Пистолз/ Sex Pistols:) Если у вас получится все это совместить в общую картинку, предоставлю пожизненный бесплатный абонемент на все последующие концерты группы!

О будущих проектах пока помолчу, хорошо?

 Есть ли у успешных продюсеров правила?

 Все успешные продюсеры давно живут в Голливуде. Так как себя я успешным продюсером не считаю, могу сказать, к чему стремлюсь. Успешный продюсер должен уметь правильно выбирать целевую группу проекта и понятным для нее языком его

реализовать! Часто выбор публики обусловлен местом присутствия того или иного продюсера, где нередко его функции сводятся к промоутерской деятельности (привести-увести артиста из Москвы, Берлина, Лондона) или администраторской — спонсор нам дает

деньги, мы их честно попытаемся отработать. Поэтому, успешный продюсер не должен себя привязывать к какому-то одному месту для реализации своих проектов, он  постоянном географическом движении.

Успешный продюсер не должен бояться рисковать, падать, подниматься и снова рисковать... В связи с чем, приходит колоссальный опыт, который нельзя ничем заменить! Если вы думаете, что все продюсеры ездят на лимузинах? Многие из них вообще ходят пешком или купили авто совсем недавно. После этого, к сожалению для Новосибирска, наступает жизненный этап в их биографии — безусловная миграция «опытных» продюсеров в столицу, которая, в свою очередь, является лишь очередной транзитной точкой для движения дальше! И трагедия в том, что Новосибирск этого даже не заметит, ему все равно.

Успешный продюсер должен быть очень наблюдательным, замечать тонкие грани жизни и уметь их правильно материализовать! Это важно! А публика, или выражаясь языком маркетинга — целевая аудитория, найдется!